Публикации в СМИ

К списку

"Упрощенка" и государство: тише едешь — дальше будешь, комментарий Дмитрия Сушко, Zn.ua

16 декабря 2013 г.

"Упрощенка" и государство: тише едешь — дальше будешь, комментарий Дмитрия Сушко, Zn.ua В 2014 г. не ожидаются радикальные изменения в упрощенной системе налогообложения. Госконтроль может усилиться в отдельных "денежных" ее сегментах из-за расширения применения кассовых аппаратов. В целом же плательщикам единого налога обещают ряд "технических" упрощений, в том числе продление моратория на проверки. Но долго ли продлится "медовый месяц" в отношениях государства и "упрощенцев"?

Каждый год в начале президентства В.Януковича становился шоком для работающих на упрощенной системе налогообложения малых предпринимателей. С начала 2010-го правительство под "шумок" разработки Налогового кодекса хотело "через колено" провести реформу и оставить от нее рожки да ножки (продвигался вариант, чтобы по этой системе могли работать только физлица-предприниматели с годовым оборотом до 300 тыс. грн и двумя наемными работниками). Однако активные встречные протесты, вылившиеся в Налоговый майдан, заставили власть отказаться от этой затеи.

После этого правительство чуть не бросилось в другую крайность. Следствием поиска компромиссов с бизнесом стало принятие в 2011 г. Закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины, касающиеся упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности", который некоторым образом даже либерализовал "упрощенку".

Если в указе президента Л.Кучмы от 1998 г. предполагалось, что объем операций физлиц за год не должен был превышать 500 тыс., а юрлиц — 1 млн грн, то при новой — "четырехгрупповой" — системе предельный лимит был поднят до 3 млн и 5 млн грн соответственно. Расширило потенциал "упрощенки" введение в 2012-м дополнительных групп — пятой (для физлиц) и шестой (для юрлиц) — с годовым доходом до 20 млн грн, а также уменьшение ставки единого налога для них с 10% (в случае уплаты НДС) и 7% (в случае уплаты НДС) до 7 и 5% соответственно (плюс отмена ограничения по количеству работников, сначала было до 20 и до 50 чел. — см. табл.).

"Упрощенка" и государство: тише едешь — дальше будешь, комментарий Дмитрия Сушко, Zn.ua Параллельно был реализован ряд более мелких "покращень". В том числе предоставлена возможность предпринимателям подавать заявление о переходе на "упрощенку" в электронном виде, по собственному решению в течение года менять группу, право выбора относительно уплаты НДС, для представителей второй группы — раз в год подавать отчетность. Управляющий партнер аудиторской компании PSP Audit Дмитрий Сушко обращает внимание также на фактическое уменьшение количества налоговых проверок "упрощенцев" и непривычное для Украины постоянство законодательства по этому вопросу.

В задекларированных ближайших планах фискальных органов — внедрение книги учета доходов и расходов в электронном виде для физлиц-предпринимателей, введение электронных проверок, создание Реестра плательщиков единого налога (будет онлайн-доступ) вместо свидетельства плательщика единого налога. На текущей неделе глава Миндоходов Александр Клименко публично пообещал продлить мораторий на проверки на следующий год.

Учет и контроль

Напомним, что п. 296.10 ст. 296 Налогового кодекса определено, что плательщики единого налога первой-третьей групп не применяют регистраторы расчетных операций (РРО). Кроме того, соответствующая норма содержится и в п. 6 ст. 9 Закона "О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг".

Время от времени информационное пространство будоражат слухи об обязательном введении РРО для наименьших "упрощенцев". Среди последних примеров — что соответствующие нормы могут быть зафиксированы в законопроекте о госбюджете-2014. Но на днях глава Миндоходов А.Клименко заверил, что правительство не собирается этого делать. Такое намерение сейчас существует лишь в отношении предприятий, работающих в luxury-сегменте, продавая меха, дорогие часы, мебель, бытовую технику и т.д. (собственно, об этом говорили и в прошлом году, прежде всего в контексте импорта).

Как бы там ни было, но если опираться на опыт других стран, в том числе ближайших западных соседей, применение кассовых аппаратов должно постепенно расширяться на "все и вся". Правда, для этого все должны "созреть". И едва ли не больше всего работы — у государства, которое должно прежде всего повысить эффективность бюджетных расходов, чтобы таким образом "морально" мотивировать налогоплательщиков надлежащим образом выполнять налоговые обязательства. Кроме того, необходимо, как отмечалось, обеспечить адекватный госконтроль за теми кассовыми аппаратами, которые сегодня используются.

Пока же не единичны случаи, когда, например, в магазине один РРО работает на официальную отчетность, а другой — для "черной" бухгалтерии. "Много тех же заведений общественного питания выдают какие-то бумажки, которые по сути и не являются кассовыми чеками. Именно на такие вещи нужно прежде всего обращать внимание, а не на мелких предпринимателей, которые имеют мизерные обороты и так едва выживают в непростых экономических условиях", — отмечает Д.Сушко.

По материалам:
Зеркало Недели