Публикации в СМИ

К списку

НДС: сложности применения законодательства субъектами хозяйствования и администрирования налога, Дмитрий Сушко, Аудитор Украины

9 декабря 2013 г.

НДС: основные направления усовершенствования:

Законодательная база

Украина - один из лидеров в мире по сложности и запутанности налоговой системы. Желая полностью соблюсти украинское налоговое законодательство, бухгалтер должен практически целиком посвятить себя исключительно урегулированию налоговых дел и ни на что другое времени у него не остается. Немалая часть проблемы кроется в постоянных изменениях налогового законодательства, несвоевременности подготовки подзаконной базы и разъяснений грядущих нововведений.

НДС: сложности применения законодательства субъектами хозяйствования и администрирования налога, Дмитрий Сушко, Аудитор Украины Как пример, согласно действующему Налоговому кодексу, ставка налога установленная сегодня на уровне 20% будет снижена до 17% с 1 января 2014. Подзаконного акта, который бы урегулировал переходные особенности изменения ставки, пока нет. Как правило, изменения в формы учетных регистров, налоговых деклараций, первичных документов, появляются не раньше чем, за несколько недель до вступления новых положений нормативного акта в действие, а разъяснения - зачастую после даты вступления закона в силу.

А ведь бизнесу помимо особенностей учета еще нужно урегулировать возможные влияния изменения ставки налога на цену товаров (работ, услуг) в стоимость которых такой налог включён, а это дополнительные затраты времени.

В свою очередь, вместо разработки подзаконных актов к изменению ставки налога, Министерство доходов и сборов предлагает Верховной Раде с 2014 года снизить действующую ставку налога на добавленную стоимость с 20% до 9% с одновременной отменой каких-либо льгот по уплате этого налога. Также в проекте предлагается ввести налог с оборота (базы) на уровне 1-2%. Возможный будущий механизм администрирования налога пока малопонятен, а окончательная редакция законопроекта непредсказуема. Как следствие, документ вызвал бурю критики. Против него активно выступают крупные экспортеры, у которых уменьшится сумма возврата НДС, и посредники, для бизнеса которых такие изменения вообще могут стать фатальными. Однозначно, что такая ситуация заставит бизнес менять свои схемы работы.

Число подобных примеров изменения налогового законодательства достаточно, чтобы оказывать существенное влияние на бизнес в Украине.

Кроме изменчивости налогового законодательства, существует и другой пласт проблем - остается много неувязок и несогласованностей при прочтении и интерпретации законодательных норм.

Например, в отношении импортных товаров существует острый вопрос об определении их базы налогообложения для целей НДС. В частности, Налоговый кодекс предписывает, что база для начисления НДС по импортированным товарам должна быть не ниже их таможенной стоимости. При этом кодекс прямо не указывает, что данное правило должно распространяться исключительно на прямых импортеров товаров. То есть формально правило должно применяться всеми предприятиями, поставляющими импортные товары.

В ситуациях поставки бывших в употреблении импортных товаров определение базы обложения НДС, исходя из первоначальной таможенной стоимости таких товаров, приведет к необоснованным потерям по НДС. Таким образом, в рассматриваемой ситуации перед налогоплательщиками стоит выбор либо:

либо:

Похожая проблема возникает также при определении базы налогообложения НДС в случае возврата объектов финансового лизинга. В результате нечеткости законодательных норм существует риск, что налоговые органы могут обязать налогоплательщиков определять базу для начисления НДС при возврате объектов лизинга, исходя из их первоначальной стоимости. В тоже время, существует аргументация и в защиту использования договорной (а не первоначальной) стоимости в качестве базы для начисления НДС, но она в основном базируется на аналогии законодательных норм.

Полный текст материала можно прочитать здесь.