Публикации в СМИ

К списку

Ассоциация с ЕС: рецепт для инвестиционных гурманов? Комментарий Дмитрия Сушко, газета Зеркало Недели

15 сентября 2013 г.

Реальное улучшение инвестиционного климата в Украине — одно из основных ожиданий бизнеса от подписания и выполнения властью Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом. Но насколько оно оправдано? Что в действительности стоит за во многом высокими лозунгами и обтекаемыми формулировками в евродоговоре? На какие изменения, прежде всего, в налогово-таможенной сфере могут рассчитывать предприниматели? И как быстро благодаря этому в Украину может хлынуть поток европейских инвестиций?

Ассоциация с ЕС: рецепт для инвестиционных гурманов? Комментарий Дмитрия Сушко, газета Зеркало Недели Тема улучшения бизнес-климата была одной из ключевых в так называемом списке Фюле — перечне требований Брюсселя, которые Украина должна выполнить для подписания Соглашения об ассоциации. Но со временем именно этой составляющей стали уделять меньше внимания — на первом плане остались, прежде всего, вопросы Ю.Тимошенко, изменений в системе правосудия и проведения выборов. Это обусловлено несколькими факторами.

Во-первых, ряд "инвестиционных" требований Киев частично выполнил или сделал заявку на выполнение. Во-вторых, с приближением Вильнюсского саммита и на фоне таможенной игры мышцами России Брюссель несколько смягчил позицию и сосредоточил внимание лишь на наиболее важных для себя аспектах торгово-экономического сотрудничества. Речь идет, в первую очередь, о введенном в Украине утилизационном сборе с автомобилей и запрете на импорт кокса. И хотя эти вопросы до сих пор не закрыты, тональность дискуссий дает основания предположить, что их решение могут отложить.

Может ли Украина к саммиту Восточного партнерства в ноябре предпринять какие-то меры, прежде всего, в налогово-таможенной сфере, чтобы повысить заинтересованность европейских партнеров в подписании Соглашения об ассоциации? Заведующий сектором денежно-финансовой стратегии отдела экономической стратегии Национального института стратегических исследований Алексей Молдован иронично отмечает, что Украине уместно позаботиться не только и не столько о том, чтобы сделать что-то положительное, сколько о том, чтобы не сделать ничего такого, что усложнит подписание Соглашения об ассоциации. Например, не ввести разные ставки НДС для внутренних и внешних операций или не предоставить дополнительные необоснованные налоговые льготы, носящие откровенно лоббистский характер. А сейчас подобная возможность существует.

Налоговая начинка

В проекте Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, который обнародовал Кабмин, немало внимания уделено совершенствованию и развитию налоговой системы Украины. Часть из позиций с разной скоростью уже фактически реализуется, часть — декларировалась как намерение.

Среди вопросов, на которых в документе недвусмысленно сделан акцент, — возмещение НДС: "во избежание накопления задолженности, обеспечения эффективного сбора налогов и усиления борьбы с налоговым мошенничеством, а также уклонением от уплаты налогов" (статья 351).

Статистика дает правительству основания утверждать, что сдвиги в этом направлении наметились, так как объемы возмещения НДС растут, несмотря на экономическую ситуацию и соответствующие вызовы с выполнением бюджета. За январь—август 2013 г. объем возмещения НДС увеличился по сравнению с прошлым годом на 5,8 млрд грн (18,8%), до 36,9 млрд.

Говоря о проблеме налогового мошенничества и уклонения от уплаты налогов, Ю.Дроговоз отмечает, что здесь есть определенные достижения. По данным Минфина, за семь месяцев поступления в госбюджет по НДС увеличились на 1% — до 105,5 млрд грн (данные за восемь месяцев в разрезе отдельных налогов Минфин еще не обнародовал). Причину этого представитель УСПП видит именно в активизации борьбы с теневым сектором и различными оптимизационными схемами. Это же подтверждает и управляющий партнер PSP Audit Дмитрий Сушко и связывает, прежде всего, с низкой экономической активностью в Украине, что затрудняет выполнение бюджетных планов.

Проект Соглашения об ассоциации предусматривает, среди прочего, и обязательство "приложить необходимые усилия для обеспечения внедрения международных стандартов… борьбы с уклонением от уплаты налогов на всей ее территории" (статья 127). Здесь украинская сторона может уже записать себе в актив, в частности, принятие закона о трансфертном ценообразовании. Д.Сушко не исключает, что документ был утвержден в том числе для повышения шансов на подписание Соглашения об ассоциации, ведь контроль за трансфертным ценообразование — более распространенная практика в странах ЕС (согласно заключению экспертов, где-то более жесткая, чем вводится в Украине, где-то более мягкая).

Полная версия статьи на сайте ZN.UA