Публикации в СМИ

К списку

Гарантийное обслуживание: общие условия организации учета, журнал Независимый Аудитор №6 (17), статья Наталии Саловой

9 июля 2013 г.

Гарантийное обслуживание: общие условия организации учета, журнал Независимый Аудитор №6 (17), статья Наталии Саловой На сегодня вопрос послепродажного обслуживания является актуальным для многих предприятий- продавцов товаров широкого потребления. Обычно именно факт наличия гарантийного срока может быть решающим при выборе покупателя какому товару отдать предпочтение . Гарантия может быть разной:

- Предоставление услуг по бесплатному ремонту сломанного изделия;

- Гарантийное обслуживание в течение гарантийного срока;

- Замена бракованного товара.

Однако, для того, чтобы воспользоваться одним из вариантов необходимо соблюдать определенные условия как покупателю, так и продавцу.

Мы рассмотрим гарантийное обслуживание (ремонт) с точки зрения продавца, так как, согласно абзаца есть) п.138.10.3 п.138.10 ст.138 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010. № 2755-VI (далее НКУ) расходы на их осуществление включаются в состав расходов на сбыт в налоговом учете.

Порядок налогообложения операций по гарантийному ремонту (обслуживанию) определен в пп. 140.1.4 п.140.1 ст.140 НКУ, согласно которому учитываются любые расходы на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров, проданных налогоплательщиком, стоимость которых не компенсируется за счет покупателей таких товаров, в размере, соответствующем уровню гарантийных замен, принятых / обнародованных налогоплательщиком. Термин "обнародование" означает распространенное в рекламе, технической документации, договоре или ином документе обязательства продавца относительно условий и сроков гарантийного обслуживания;

Данной статьей предусмотрено дополнительно перечень обязательных условий, выполнение которых дает право на расходы, а именно:

1. Предприятие обязано вести учет покупателей, получивших такую ??замену товаров или услуги по ремонту (обслуживанию), в соответствии с требованиями Приказа ГНАУ № 1263 от 03.12.2012 г.

2. Осуществление замены товара без обратного получения бракованного товара или без надлежащего ведения указанного учета не дает права на увеличение расходов продавца такого товара на стоимость замен.

3. Предприятие должно соблюдать порядок гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийных замен, определенных Постановлением КМУ № 506 и ЗУ № 1023 - XII.

Должны отметить, что ЗУ № 1023-XII регулирует отношения между потребителями товаров, работ и услуг и производителями и продавцами товаров, исполнителями работ и услуг разных форм собственности, «потребитель» - это физическое лицо, которое приобретает, заказывает, использует или собирается приобрести или заказать продукцию для личных потребностей, непосредственно не связанных с предпринимательской деятельностью или выполнением обязанностей наемного работника.

Таким образом, не могут быть учтены при определении объекта налогообложения расходы на гарантийный ремонт (обслуживание) или гарантийные замены товаров, проданных плательщиком налога юридическим лицам, поскольку на такую категорию покупателей не распространяются нормы законодательства по вопросам защиты прав потребителей. Данная позиция также изложена в Письме Государственной налоговой службы Украины, от 11.11.2011г. № 2598/5/15-1316 "Относительно расходов предприятий-производителей на гарантийные ремонты"

Учитывая тот факт, что производитель или продавец несут определенные финансовые обязательства и расходы во время гарантийных ремонтов, создаются правила предоставления гарантий на товар. Не исключено, но наиболее часто применяемыми положениями гарантийного обслуживания является:

· гарантия предоставляется на время, отмечается в гарантийном письме и отсчитывается с момента покупки (из практики наиболее распространенным является срок в год);

· дефекты, возникшие по вине производителя устраняются в течение двух недель с даты подачи товара на гарантийный сервис. Этот срок может быть продлен до 28 рабочих дней, если неисправность требует замены комплектующих или отправки товара в специализированные сервисные центры;

· товар должен быть доставлен покупателем в сервисный центр (иногда от этого правила отступают, но это касается только крупногабаритных и / или тяжелых товаров);

· товар, который подается на гарантийное обслуживание, должен быть полностью укомплектован (подразумевается наличие оригинальной упаковки);

· гарантия аннулируется в случаях выявления нарушений гарантийных условий: повреждена гарантийная пломба, товар использовался не по назначению, товар был поврежден во время транспортировки (из-за использования неоригинальной упаковки) и т.д.;

· основой гарантии является гарантийный талон, а также документ, выданный при покупке товара, заверенный подписью и фирменной печатью продавца;

· право на гарантию имеет непосредственный покупатель товара. Последующая перепродажа не значит перенос прав на гарантийное обслуживание на следующего покупателя (а значит, если Вы купили например зеркальный фотоаппарат на свое имя, а подарили его другому лицу, то ей будет довольно сложно получить гарантийный ремонт).

При этом проведение гарантийных ремонтов или гарантийных замен, а также перечень товаров, на которые устанавливается гарантийное обслуживание должно производиться в соответствии с установленными законодательством правилами, устанавливаемыми Кабмином. Данные правила определяются в Постановлении КМУ от 11.04.2002р. № 506 «Об утверждении Порядка гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийной замены технически сложных бытовых товаров».

Кроме того, вопрос проведения гарантийных ремонтов и замен регулируется дополнительно Приказом Минфина от 03.12.2012г. № 1263 «Об утверждении Порядка учета покупателей, получивших гарантийную замену товаров или услуги по гарантийному ремонту (обслуживанию)» (далее - Приказ № 1263). В Приказе № 1263 имеются положения о гарантийной замене товаров или услуге по гарантийному ремонту (обслуживанию) осуществлены продавцом через третьих лиц (центры сервисного обслуживания). Данный документ обязуются предприятия вести «Книгу учета покупателей, получивших гарантийную замену товаров или услуги по гарантийному ремонту

(обслуживанию)», в бумажной или электронной форме. Ведение книги в электронном виде требует также дополнительного соблюдения норм по электронному документообороту. При этом записи в Книге осуществляются по всем проведенным операциям в течение сорока календарных дней, следующих за последним календарным днем ??отчетного квартала. Следует отметить, что Книгу учета покупателей, нельзя уничтожать, пока не будет проведена налоговая проверка, независимо от того, истек трёхлетний срок ее ведения. В случае полноценного документального оформления Книги учёта покупателей налоговое законодательство позволяет продавцу включить расходы на гарантийный ремонт (обслуживание) и гарантийные замены товаров в состав налоговых.

На практике довольно редко услуги гарантийного обслуживания предоставляются непосредственно продавцом. Обычно для этого пользуются услугами сервисных центров. Приказом № 1263 предусмотрена обязанность формирования отчетов центрами сервисного обслуживания, которые осуществляли гарантийные ремонты (обслуживание) или гарантийные замены товаров, проданных продавцом. Такие отчеты в бумажном виде передаются центрами сервисного обслуживания продавцу в течение месяца, следующего за отчетным и должны содержать определённые условия, предусмотренные Приказом № 1263.

В бухгалтерском учете гарантийный ремонт (обслуживание, замена) отражается в зависимости от того, кто и на каких условиях их проводит.

Полная версия статьи "Гарантійне обслуговування: загальні умови організації обліку", pdf

По материалам журнала Независимый Аудитор