Публикации в СМИ

К списку

Заработать легко и большой капитал на рынке аудита в Украине невозможно, журнал Независимый Аудитор, июнь 2013, №6 (17), авторский материал Дмитрия Сушко

8 июля 2013 г.

Заработать легко и большой капитал на рынке аудита в Украине невозможно, журнал Независимый Аудитор, июнь 2013, №6 (17), авторский материал Дмитрия Сушко Наиболее высокооплачиваемой и рентабельной услугой является аудит финансовой отчетности составленной в соответствии с требованиями международных стандартов. Здесь большую часть заказов собирают представители Big 4. И несмотря на распространённые жалобы на качество специалистов в соотношении со стоимостью проектов, бизнес все равно предпочитает Big 4. Основная причина тому - это бренды, которые всемирно известны и присутствуют на рынке уже значительно дольше, чем аудит в Украине. Здесь локальные офисы западных компаний, крупные украинские компании получающие кредиты и инвестиции, не имеют права выбора, кроме Big 4. Здесь можно говорить о некой монополизации рынка.

Правда, стоит отметить, что в последние 5-7 лет выросло несколько компаний со второго эшелона, их уже иногда даже приравнивают до уровня компаний Big 4, всех вместе называя - Big 6. Бизнес таких компаний основан на франчайзинге уже известного в мире бренда. Как правило, таким компаниям достаются те проекты, от которых из-за своей высокой загрузки или меньшей финансовой привлекательности отказались представители Big 4.

Аудиту предшествует процесс составления отчетности по стандартам МСФО путем перегруппировки учетной информации и корректировки статей отчетности, подготовленной по правилам украинских стандартов учета. Предприятия далеко не всегда могут собственными силами выполнить такую трансформацию финансовой отчетности. Представители первого эшелона иногда грешат тем, скрывают факт оказания данной услуги, поскольку международные стандарты аудита запрещают одному аудитору делать трансформацию и аудит финансовой отчетности. Но деньги, а иногда это большие деньги, заставляют идти на хитрости даже представителей Big 4.

Все остальное, что осталось из аудита финансовой отчетности составленной в соответствии с требованиями международных стандартов, достаётся компаниям второго эшелона. Такие проекты возможны, если компания с иностранными инвестициями не консолидируется в составе группы, нет требований пользователей финансовой отчётности к обязательному выбору из списка Big 4, есть ограничения в бюджете на такой проект.

Помимо аудита, компании второго эшелона активно занимаются предоставлением сопутствующих аудиту услуг - это различный консалтинг, проверка правильности расчетов с бюджетом по налогам и сборам, аутсорсинг бизнес-процессов, бухгалтерские экспертизы. Здесь они более конкурентоспособны и могут быть выбраны в тендерных процедурах на общих условиях с представителями Big 4. Здесь важно для клиента найти идеальное соотношение - высокое качество и умеренная стоимость.

Качественно обозначают такие компании себя членством в международной профессиональной организации, рекомендациями клиентов, хорошей материально-технической базой, страхованием рисков, пройденным контролем качества, наличием в государственных реестрах дающих право проведения аудита специального назначения, участием в различных рейтингах. Перечень таких игроков, как правило, соответствует числу международных профессиональных ассоциаций и альянсов, которые вместе с представителями Big 4, ежеквартально котируются в международных рейтингах ТОП-35 по таким показателям как количество офисов, персонала, объём реализации.

Среди представителей второго эшелона немного представителей молодого поколения, но они наиболее социально активны и вносят определенную динамику в профессию. Преимущественно аудиторы второго эшелона - это компании с более чем 10-летним стажем, чьи учредители те, кто работает в сфере учета намного дольше, чем существует сам аудит в Украине, многие из них рано или поздно были причастны к работе в государственных контролирующих органах, Аудиторской палате Украины.

К слову, в адрес профрегулятора звучит постоянная критика, удивительно, что даже от тех, кто там сам когда-то трудился на благо аудита Украины. Хотя к самому профрегулятору была всегда одна просьба - не зарегулировать и помнить, что он существует благодаря взносам и платежам всех участников рынка.

Не многим из второго эшелона удается работать с клиентом на долгосрочной основе. Харизмы лидеров компаний хватает для краткосрочных разовых проектов. Для достижения большего нужно создавать сильную команду, которая сможет обеспечить качественный результат. Люди - это главный актив. Сопутствующие услуги основываются на глубоком знании национального бухгалтерского и налогового законодательства, которое не будет открытием, занимает одно из первых мест в мире по своей сложности. Нужны постоянные инвестиции в обучение персонала, новые информационные базы и автоматизацию процессов аудита для облегчения труда персонала. Все это делает бизнес не настолько рентабельным, как это кажется извне. Это работа без права на остановку, иногда на износ, и успех приходит к тем, кто действительно любит эту профессию и получает удовольствие от своего ежедневного труда.

Остальную часть рынка представляют компании третьего эшелона. От общего числа действующих субъектов их часть достигает 90%. Это компании одного специалиста, он же, как правило, и является единственным сертифицированным аудитором. Такие компании находят своего клиента с помощью значительного демпинга, достигая экономии на персонале, материально-техническом обеспечении. И специализируются они преимущественно на мелком бухгалтерском сервисе, обязательном аудите.

По материалам журнала Независимый Аудитор

Полная версия статьи " Заработать легко и большой капитал на рынке аудита в Украине невозможно", pdf