Публикации в СМИ

К списку

Об определении среднерыночной стоимости легкового автомобиля, мотоцикла и мопеда. Юрист & Закон. Комментарий Ивана Шевалгина

27 июня 2013 г.

21.06.2013-27.06.2013, № 45

  Иван Шевалгин, налоговый консультант PSP Audit

Об определении среднерыночной стоимости легкового автомобиля, мотоцикла и мопеда. Юрист & Закон. Комментарий Ивана Шевалгина ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ

Согласно нормам Налогового Кодекса, физические лица должны при продаже легкового автомобиля, мотоцикла или мопеда определить налоговый результат от такой продажи и уплатить налог на доходы. Данная норма уже действует достаточно давно, однако есть и новинки. С 1 января 2013 года вступили в действие изменения внесённые Законом от 02.10.2012р. № 5413-VI. Согласно данным изменениям, в целях налогообложения, есть 2 варианта определения минимальной базы, или же это оценочная стоимость или среднерыночная стоимость, определяемая по методике Кабмина и размещается на сайте Минэкономразвития. При этом такая информация должна размещаться на этом сайте до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

И так изменения в Налоговом кодексе заставили Кабмин поработать над созданием методики. И как раз в граничный день размещения информации на сайте Минэкономразвития информации о средних ценах за 1 квартал 2013 года Кабмин только утвердил данную методику. Для честности следует заметить, что и на момент написания статьи данное Постановление в действие не вступило, а скоро уже окончание второго квартала. Так вышла в свет Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка определения среднерыночной стоимости легковых автомобилей, мотоциклов, мопедов» от 10.04.2013р. № 403.

Не будем говорить о том, что налогоплательщики были лишены права использовать данную методику при продаже автомобилей, мотоциклов и мопедов в первом и втором кварталах 2013 года, и продолжали платить оценщикам для определения стоимости авто-или мото-транспорта, а перейдем к рассмотрению того, что же все-таки нам Кабмин дал.

Методика определения среднерыночной стоимости транспортного средства не определяется чем-то особенным. Берется цена нового аналогичного транспортного средства (хотя это и довольно странно, поскольку в основном иностранные модели между модернизацией проживают не более 5 лет), и к такой цене, по формуле, применяются коэффициенты корректировки. Их всего два, первый из них зависит от срока эксплуатации, второй от пробега транспортного средства. И все. Все довольно просто, нашли цену нового аналогичного транспортного средства, умножили, поделили, и получили базу. А из нее уже вычислили процент ставки налога и выполняем свой гражданский долг по уплате налогов.

Далее разберемся относительно методики определения базы налогообложения. Согласно Постановлению КМУ среднерыночная стоимость транспортного средства рассчитывается по методу аналогии цен идентичных транспортных средств. В данном случае применяются термин «идентичных». В случае невозможности найти идентичные транспортные средства. Для определения среднерыночной стоимости будут использоваться данные «аналогичных» транспортных средств.

В чем разница между идентичными и аналогичными транспортными средствами также написано в Постановлении. Но перед этим заметим, что информацию о ценах новых транспортных средств в Украине будут браться из официальных прайс-листов производителей или дилеров (только не понятно всех или только официальных импортеров) или справочные данные о ценах относительно идентичных или аналогичных новых транспортных средств в Украине или странах-производителях. Что такое справочные данные в Постановлении не сказано сожалению.

И так возвращаемся. Идентичными автомобилями являются транспортные средства, в которых совпадают марка, страна-производитель, тип кузова (седан, универсал и т.д.), модель, конструкция привода тяговых колес, тип и рабочий объем двигателя, тип коробки передач и других составляющих силовой передачи, габаритные размеры , год выпуска и технические характеристики. Самый большой вопрос составляет определение технических характеристик, однако в основном такие данные содержатся в паспорте автомобиля, приводятся в буклетах, прайс-листах и книгах сервисного обслуживания. Однако и это не вызывает определенные настороженности. Данным же пунктом Постановления КМУ определено, что при определении идентичности транспортных средств могут быть расхождения в комплектации, укомплектованности, пробега и техническом состоянии.А это означает, что при продаже авто 5-летней давности, к которому уже новая модель (например рестайлинг или самое обеспечения большим количеством дополнительной электроники и техники, значительно повышают стоимость новой модели) может использоваться в качестве базовой цены для формулы именно цена нового автомобиля, что значительно повысит базу.

Кроме того, есть более простой и банальный пример. Значительное количество марок и моделей автомобилей имеют разную стоимость из-за применения в одной и той же машине разного количества электронных приборов, дополнительных опций и т.д., а это влияет на стоимость, и такое влияние может рассчитываться тысячами, а то и десятками тысяч гривен.

А значит, для базы может выбираться машина с дорогой комплектацией, и при продаже автомобиля его средне рыночная стоимость будет значительно больше. И самое главное, в такой оценке не определяется техническое состояние транспортного средства. Следовательно разбито вдребезги авто после ДТП будет стоить столько же, сколько и целое.

Аналогичными автомобилями есть такие, в которых совпадают следующие признаки и параметры: тип кузова (седан, универсал и т.д.), назначение (дорожные, внедорожные), тип двигателя (бензиновый, дизельный и др.), рабочий объем двигателя, привод тяговых колес (переднеприводные , заднеприводные, полноприводные), тип коробки переключения передач, габаритные размеры, комплектация, количество дверей. Вот здесь тоже интересный момент в том, что в данном перечне указывается комплектность, а следовательно, признание автомобилей аналогичными становится крайне тяжелое, поскольку могут быть довольно незначительные различия, которые сделают невозможным при большом желании признавать автомобили аналогичными. Такими, например есть отличие климат контроля и кондиционера, магнитолы с CD-чейнджером и без него и т.д., таких примеров можно привести очень много.

Другими нормами Постановления определяется что в первую очередь должно проводиться сравнение идентичных транспортных средств, а при невозможности тогда используется метод сравнения с аналогами. Также отмечается что в случае невозможности определения аналогов у дилеров, берется информация в странах-производителях и других странах, а также может использоваться информация из печатных источников и самое главное Интернета. При этом Постановлением не определено, берется информация из Интернета только украинских сайтов, или возможно использование данных из других стран, а это дает возможность широкого интервала определения цены. В конце Постановления приводятся корректирующие коэффициенты для формулы.

ВЫВОДЫ:

Итак, мы наконец получили. Или почти получили долгожданное Постановление и методику, однако она принесла больше вопросов чем ответов. Теперь подождем пока она вступит в силу и начнет работать, а тем временем не забываем, что в любом случае, мы имеем право выбрать экспертную оценку транспортного средства, а учитывая недостатки Методики, такое использование будет чаще чем ожидалось, и эту стоимость автомобиля, мотоцикла или мопеда признать не рыночной налоговики не в состоянии.

Оригинал статьи на укр, pdf, Юрист&Закон