Публикации в СМИ

К списку

Обжалование результатов проверок, журнал Налоговая правда,июнь 2013, № 12, блиц-консультация Дмитрия Сушко

19 июня 2013 г.

К сожалению, проверки на предприятиях достаточно регулярное явление. Власть все время отчитывается о сокращении количества проверок бизнеса, однако на самом деле количество контролирующих органов, проверяющих бизнес остается существенной, а самая большая забота, как правило, доставляет именно налоговая проверка. Фактические результаты таких документальных проверок оформляются актом или справкой. Акт составляется в случае установления в ходе проверки нарушений, а справка - в случае отсутствия нарушений. Последнее сегодня почти не встречается на практике. Однозначно важнейшим моментом является согласование на стадии непосредственной проверки того, что попадет к акту. Но не всегда это удается достичь при работе с проверяющими. Поэтому чаще предприятия уже получают документ с выводами. При несогласии с указанным в нем, представители предприятия, его подписывают, как правило, отмечают в произвольной форме о своем несогласии с выводами приведенным в акте и информируют о готовности подать возражение в сроки установленные законодательно. Такая надпись не является обязательной, но дает понять представителям налоговой, что результаты с суммами доначисленных налогов и штрафов не согласованы и будут обжалованы предприятием.

Согласно п.86.7 ст.86 Налогового кодекса Украины от 01.12.2010. № 2755-VI (далее - НКУ) и п.6 раздела IV приказа ГНА Украины от 22.12.2010. № 984 (далее - приказ № 984), в случае несогласия предприятия с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте проверки, оно имеет право подать свои возражения на протяжении пяти рабочих дней со дня получения акта. Бывают случаи, когда предприятия не успевают качественно подготовить такое возражение на этом этапе обжалования, если количество вопросов, которые приведены в акте проверки и с которыми предприятие не соглашается, значительна. Уместно привлечь аудиторов, юристов, которые бы помогли качественно и быстро составить документ и подготовить позицию предприятия. Такой документ, как правило, в дальнейшем служит базовым для написания жалоб, исковых заявлений, если процесс обжалования не заканчивается на уровне налоговой, осуществившей проверку. Если вовремя возражение не подавалось, то в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем вручения предприятию акта проверки налоговой принимается решение об определении денежных обязательств.

Если возражение подано вовремя, то налоговая рассматривает его в течении пяти рабочих дней, которые наступают за днем его получения. По результатам такого рассмотрения предприятию направляется ответ в порядке, определенном в статье 58 НКУ для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений.

Следует заметить, что предприятие имеет право участвовать в рассмотрении возражений, о чем оно говорит письменно в своем отрицании. На стадии обсуждения акта и возражения еще есть небольшая, но возможность найти компромисс всем участникам этого процесса на местном уровне. Как показывает практика, на этом этапе можно урегулировать вопрос откровенно ложных расчетов работников налоговой, но очень редко удается изменить мнение налоговой на противоположное по уже приведенным в акте вопросах.

В соответствии с п.58.1 ст.58 НКУ при определении суммы денежного обязательства налогоплательщика контролирующим органом согласно ст.54 НКУ, или в случае если по результатам проверки контролирующий орган устанавливает факт несоответствия суммы бюджетного возмещения сумме, заявленной в налоговой декларации, или уменьшает размер задекларированного отрицательного значения объекта налогообложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы налога на добавленную стоимость, рассчитанного налогоплательщиком согласно разделу V этого Кодекса, такой контролирующий орган направляет (вручает) налогоплательщику налоговое уведомление-решение.

С учетом результатов рассмотрения возражения, согласно п.86.8 ст.86 НКУ налоговой на протяжении трех рабочих дней, следующих за днём рассмотрения такого возражения и предоставления (направления) письменного ответа предприятию, принимается решение об определении денежных обязательств.

Согласно п.56.1 ст.56 НКУ решения, принятые налоговой, могут быть обжалованы в административном или судебном порядке. Предприятие может обжаловать результаты проверки в органе налоговой высшего уровня путем предоставления жалобы о пересмотре этого решения или обратиться с иском в суд.

В то же время, согласно пункту 56.18 ст.56 НКУ, с учетом сроков давности, определенных статьёй 102 НКУ, налогоплательщик имеет право обжаловать в суде налоговое уведомление - решение или другое решение контролирующего органа о начислении денежного обязательства в любой момент после получения такого решения.

По материалам журнала "Налоговая правда"

Полная версия статьи "Обжалование результатов проверок", pdf, укр