Публикации в СМИ

К списку

МИНФИН Блоги:Трансфертное ценообразование: с чем живем и к чему идём,комментарий Дмитрия Сушко

17 июня 2013 г.

С начала 2013 года заработали новые нормы Налогового кодекса по обычным ценам. Увеличилось число методов определения обычной цены, появились новые, более легкие для использования методы обоснования обычной цены, расширился и приобрел какую-то ясность перечень возможных источников информации для сравнения обычных цен.

Однако фискалы не спешат массово этим пользоваться. Как показывают сегодняшние реалии, прецеденты с обычными ценами очень не частая практика, если сравнивать те же случаи с признанием мнимых сделок, несогласия с документальным подтверждением операций и т.п. На мой взгляд основная причина кроется в том, что уровень кадров налоговой службы с каждым годом становится все ниже и ниже. Опытные кадры уходят на пенсию, молодое поколение не задерживается. При таких кадрах сложно реализовать идеи о наполнении бюджета благодаря трансфертному ценообразованию, ведь написанное в акте еще и в суде отстоять нужно. Хотя существует информация, что на базе главного налогового учебного заведения, идёт подготовка группы специалистов для целей проверки непосредственно трансфертного ценообразования.

С другой стороны, предлагаемый сервис в виде предварительного согласования цен с налоговой в контролируемых сделках для крупных налогоплательщиков, на практике совсем не прельщает бизнес. Это поясняется преимущественно негативным опытом отношений бизнеса с налоговой, а также нежеланием посвящать контролёров в порядок формирования своей себестоимости, рентабельности и прочих зачастую конфиденциальных данных.

Менее активно, но обсуждаются в различных рабочих группах варианты внесения изменений в действующие нормы, регулирующие трансфертное ценообразование. В конце 2012 года Минфином был предложен скандальный законопроект, который вызвал бурю критики, и как следствие, был отправлен на доработку. Документом мог быть введен дополнительный механизм налогового контроля над бизнесом, который в нашей стране мог быть элементарно использован от создания помех нормальной работе бизнеса вплоть до полной его остановки.

Более перспективными в коротком промежутке времени сейчас выглядят идеи фискалов облегчить сам механизм определения суммы налога, привязав это к показателям финансовой отчетности, правилам бухгалтерского учета, с последующими корректировками. Соответствующий законопроект Миндоходов уже доступен для ознакомления По материалам Минфин Блоги