Публикации в СМИ

К списку

Бизнесу могут уменьшить количество проверок, портал Maanimo, комментарий Дмитрия Сушко

22 февраля 2013 г.

Бизнесу могут уменьшить количество проверок, портал Maanimo, комментарий Дмитрия Сушко Управляющий партнер аудиторской компании PSP Audit Дмитрий Сушко прокомментировал Maanimo.com предлагаемое Кабмином снижение единого соцвзноса до 15%:

— Дмитрий, назовите плюсы и минусы схемы снижения соцвзноса, предлагаемой Кабмином?

— Конечно, плюсами снижения соцвзноса можно будет считать попытку вывести часть зарплат из тени, все-таки нагрузка на фонд оплаты труда упадет. Это должно привести к росту официальных доходов населения, что даст возможность большей группе людей получать кредиты и соответственно их тратить. Однозначно выиграет от такого самая численная часть населения, у которых низкий доход, ведь одновременное уменьшение соцвзноса и подоходного налога позволит работодателям увеличить официальный доход такой категории населения. Для остальных особо это не скажется, кто платил честно, тот и будет платить, а кто использовал схемы, тот на них и останется. Из минусов можно выделить то, что пока не будет четко построен контроль и выставлена ответственность за конверты, особых дополнительных поступлений в бюджет не будет, то есть они останутся практически на том же уровне что и сейчас.

— Какие цели преследуют чиновники?

— Основной целью, как говорят в Кабмине, снижения ставок соцвзноса является детенизация зарплаты населения. Ведь решение снизить ставку соцвзноса до 15% может изменить отношение бизнеса к выплате зарплаты в конверте. Вряд ли это принесет значительные доходы в бюджет страны, но все же повысит возможность выплаты официальной заработной платы. Ну а дальше, как обычно, вверх пойдут и цены на продукцию, товары, услуги и главное коммунальную плату. Вот тут бизнес и начнет зарабатывать, что в свою очередь приведет к увеличению поступлений и от других налогов, того же НДС или налога на прибыль. Вот только удастся ли удержать рост цен и инфляцию в рамках выведенных из тени доход, остается вопросом.

— Позволят ли новые инициативы хотя бы отчасти решить проблему детенизации экономики?

— За таким захватывающим снижением соцвзноса, имеется еще повышение ставки подоходного налога. В итоге 15% соцвзноса плюс 15-20% подоходного налога, и мы получаем 30-35% налогов на зарплату вместо нынешних 50-55%. Итого, разница 20%. Часть бизнеса пойдет на такие условия самостоятельно, часть дожмут административными и косвенными методами, но ожидать колоссального вывода средств из тени не стоит. Ведь достаточно много владельцев и директоров думает, что раз мы не платим 50%, то не будем платить и 30%, а ответственности меньше.

— Какие проблемы решит передача администрирования единого соцвзноса Миндоходов?

— Основной задачей передачи администрирования соцвзноса в Миндоходов является перевод всех поступлений в бюджет в единую контору. В этом случае есть даже небольшой позитив, ведь Пенсионный фонд более не будет мучать проверками, а сосредоточится на своей основной задаче, начислении и выплате пенсий. Также благодаря этому уменьшится количество проверок разными органами, ведь сначала приходит налоговая — считает, потом пенсионный. Все это отвлекает любого бухгалтера от своей прямой работы. После передачи администрирования, налоговики будут контролировать этот сбор, и проверки проводить за один раз. Правда, не исключено, что на соцвзнос будут также распространяться правила внеплановых проверок со своими нюансами.

— Сколько времени может потребоваться власти для реализации инициатив?

— Первой существенной проблемой при реализации этих планов будет просто политика. Ведь для проведения этих изменений, кроме изменений специализированых законов соцвзноса и налогового кодекса, надо будет это все пришить к бюджету страны. С тем как сейчас работает Верховная Рада, неизвестно, когда такие изменения смогут быть приняты. Тем более, что это все еще находится в состоянии разработки. В итоге, любые изменения можем ожидать не ранее чем два-три месяца, ведь даже если законы примут, их надо воплотить в жизнь, на что тоже необходимо время и деньги. Кроме того, часть людей из Пенсионного фонда нужно будет перевести в Миндоходов.

— Стоит ли в связи с ними рассчитывать на увеличение поступлений в госбюджет?

— По оценкам аналитиков, годовой оборот теневой зарплаты составляет около 400 млрд. грн. В итоге, бизнес может и выведет эти суммы, но это всего лишь 80 млрд. грн. Остальные 320 млрд. грн. останутся в тени. Если учесть 30% из детенизованной суммы, то мы получим около 25-30 млрд. грн. дополнительных поступлений. В рамках бюджета страны это где-то одна шестнадцатая часть.

С одной стороны и немало, но как говорят в народе, особо погоды не делает. А если учесть те данные которые учитывают в Кабмине, то есть теневой оборот зарплат в районе 100-150 млрд. грн. в год, то получим цифру и того меньше — 7-10 млрд. грн. в год, что в месячном выражении для бюджета вообще смешная сумма. В итоге остальную часть, скорее всего, будут выводить из «тени» косвенными методами.

По материалам портала Maanimo