Публикации в СМИ

К списку

Hoвые правила определения стоимости ТС, исходя из которой уплачивается налог с дoхoдов, полученных от их продажи. Юрист & Закон. Комментарий Ивана Шевалгина

19 февраля 2013 г.

Hoвые правила определения стоимости ТС, исходя из которой уплачивается налог с дoхoдов, полученных от их продажи. Юрист & Закон. Комментарий Ивана Шевалгина Иван Шевалгин, налоговый консультант PSP Audit

15.02.2013 -19.02.2013, № 13

ЗАЩИТА ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ

Новые правила определения стоимости ТС, исходя из которых уплачивается налог с доходов, полученных от их продажи

С новым 2013 годом появились и изменения, которые будут радовать или разочаровывать владельцев автомобилей, мотоциклов, мопедов, которые собираются их продавать после 1 января 2013 года. Изменений внесено много, но мы рассмотрим одну из них, а именно определение стоимости автомобиля, мотоцикла или мопеда при их продаже в целях налогообложения таких операций.

Для начала необходимо определить, в чем же разница между нормами Налогового кодекса с наступлением нового 2013 года.

Так, до 1 января 2013 года база обложения НДФЛ по операциям по продаже (или обмене) объекта транспортного средства (легкового автомобиля, мотоцикла, мопеда) определялась только исходя из договорной цены, но не ниже оценочной стоимости. С наступлением 2013 базу можно определить исходя из:

- Договорной цены, но не ниже средней рыночной стоимости;

- Договорной цены, но не ниже его оценочной стоимости.

При этом законодатель предоставляет право налогоплательщику самостоятельно выбирать один из двух методов оценки стоимости транспортного средства, что продается.

Проводя параллели между нормами Налогового кодекса, которые действовали до 1 января 2013 года, и уже с его наступлением видно, что определение цены ТС исходя из его оценочной стоимости как было, так и осталось, в нем ничего нового нет. Но возник вопрос определения средней рыночной стоимости. Вот на этом вопросе остановимся подробнее.

Рассмотрим оба варианта определения стоимости автомобиля.

Оценочная стоимость автомобиля

Оценочная стоимость по-прежнему будет определяться приказом Министерства юстиции Украины и Фонда государственного имущества Украины «О методике товароведческой экспертизы и оценки колесных транспортных средств» № 142/5/2092 от 24.11.2003 года. Для определения стоимости используются статистически усредненные ценовые данные автомобиля, которые базируются на данных открытого рынка автомобилей и собраны в справочниках, к которым предъявляются требования научности, объективности, объемности информации. Такими справочниками на Украине является «Бюллетень автотовароведа», который выдается «Информационно-вычислительным центром Союза экспертов Украины» и «УкрАВТО» корпорацией «УкрАВТО», которые являются периодическими изданиями. На основании данных «Бюллетеня автотовароведа» выходит программа «DONREST» - электронный справочник, позволяющий определить среднюю рыночную стоимость транспортных средств согласно Методике.

Основным подходом к определению рыночной стоимости автомобиля согласно Методике является сравнительный подход, основанный на анализе цен продажи (предложения) автомобиля, идентичных или аналогичных оцениваемому на первичном или вторичном рынках ТС, с соответствующей корректировкой, учитывающей различия между объектом оценки и объектами сравнения. При использовании этого подхода используются статистически усредненные ценовые данные автомобиля, что базируются на данных открытого рынка колесных транспортных средств, и данные, собранные в справочниках.

Наиболее используемым является метод сравнения идентичных колесных транспортных средств с соответствующим сроком эксплуатации. После определения такой стоимости проводится корректировка, учитывающая разницу между пробегом, комплектацией, техническим состоянием объекта, его оценки и сравнения.

В случае невозможности определения цены транспортного средства сравнением используется метод сравнения с аналогичными товарами на рынке колесных транспортных средств. Он основывается на сравнении ценовых данных аналогичных, но не идентичных ТС, и в дальнейшем корректируется на срок эксплуатации, пробег такого транспортного средства, комплектность, укомплектованность, техническое состояние.

Средняя рыночная стоимость автомобиля

Как утверждено в новой редакции пункта 173.1 Налогового кодекса Украины, такая средняя рыночная стоимость легковых автомобилей, мотоциклов, мопедов будет определяться ежеквартально центральным органом исполнительной власти, а именно Министерством экономического развития, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. Такая стоимость будет устанавливаться отдельно для каждой марки и модели транспортного средства. Для ее определения будет учитываться год выпуска автомобиля и его пробега на основе анализа фактических цен продажи таких транспортных средств. Такая информация о средней рыночной стоимости будет размещаться в свободном доступе на официальном сайте Минэкономразвития не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Сразу заметим, что порядка определения средней рыночной стоимости до сих пор нет.

А теперь можно сравнить оценочную стоимость (которую назвал эксперт) и среднюю рыночную (что будет публиковаться официально). В основу обоих методов заложен один и тот же принцип - определение стоимости на основе анализа данных рынка о стоимости автомобилей определенной марки, модели, года выпуска, пробега.

И именно в этот момент возникает вопрос, а зачем дублировать то, что делают эксперты. Возможно это еще не все законодательные инициативы по данному вопросу? Ответ можно будет дать только после опубликования порядка определения средней рыночной стоимости транспортных средств.

Однако уже возникла определенная разница даже в толкованиях подхода к определению стоимости автомобиля. Так, методика определения средней рыночной стоимости включает в себя анализ цен с учетом модели транспортного средства, года выпуска и пробега (именно так записано в Налоговом кодексе). Оценочная стоимость учитывает также и комплектацию транспортного средства, а это очень важно для нашего рынка, поскольку одна и та же модель может иметь десятки комплектаций, а также, что важнее, техническое состояние транспортного средства.

В чем же вроде разница? Приведем пример. Мы продаем автомобиль самой дешевой комплектации 2010 года выпуска, пробег 50 тыс. км. Казалось, все просто. Но наш автомобиль побывал в ДТП и от него осталась, скажем так, куча лома, но для факта продажи эта куча является автомобилем. В таком случае эксперт может достоверно определить объемы повреждений и определить более-менее нормальную стоимость за такое авто. В методике же средних рыночных цен (в том смысле, что изложено в Налоговом кодексе) это будет именно автомобилем, при этом неизвестно какой комплектации, 2010 года выпуска с пробегом 50 тыс. км, и никакое техническое состояние автомобиля после ДТП не учитываться. Вот именно в этом случае мы выберем эксперта для определения стоимости автомобиля.

Определение средней рыночной стоимости транспортного средства будет целесообразно в тех случаях, когда это транспортное средство для продажи будет целым, но опять не забываем о комплектации автомобиля, поскольку это лишние 10 - 20 тысяч гривен, а то и больше в стоимости транспортного средства. В таком случае иногда будет целесообразнее выбрать именно среднюю рыночную стоимость, поскольку неизвестно, будет ли достаточно распределения по критериям комплектации транспортного средства. Например, автомобиль дорогой комплектации с коробкой автомат или модель, которая была доукомплектована при эксплуатации автомобиля (поставлено GSM-сигнализацию, качественную систему звука, изменены тормоза на дорогие т.п.). Учитывая средние рыночные цены такое довольно просто не указать, и такая модель может быть базовой, а это автоматически изменяет стоимость автомобиля на несколько десятков тысяч.

ВЫВОД:

Сейчас довольно сложно предсказать, как будет Минэкономразвития определять цены, и будут ли они отличаться от оценочных, но мы получим две разные оценки стоимости транспортного средства и сможем выбирать между ними.

Что же, будем ожидать того, о чем громко заявили законодатели при принятии этого закона, а именно, нашего улучшения, по крайней мере от продажи собственного транспортного средства.

Полная версия статьи на укр, pdf, Закон&Юрист