Публикации в СМИ

К списку

"Слуга народа" хочет ввести нулевые декларации и обязательное декларирование для украинцев. Как это будет работать. Комментарий Андрея Фомичева для интернет-журнала AIN.UA

21 августа 2019 г.

"Слуга народа" хочет ввести нулевые декларации и обязательное декларирование для украинцев. Как это будет работать. Комментарий Андрея Фомичева для интернет-журнала AIN.UA

Полная версия статьи

Всеобщее декларирование доходов и расходов - это забытое в Конституции Украины обязательство (ч. 2 ст. 67). В Украине каждый год отчитываются перед государством о своем материальном положении отдельные категории граждан (например, госчиновники). Для большинства граждан до сих пор не был принят специальный закон, который определял бы процедуру ежегодной фиксации доходов и расходов. А для внедрения такой всеобъемлющей процедуры необходима точка отсчета, каковой является нулевая декларация. Поэтому идеи всеобщего декларирования и стартовой декларации не являются чем-то необычным.

Наиболее активно готовились к таким процедурам налоговые органы времен президентства Януковича. Высвобождая внимание для всеобщего декларирования граждан, власть перевела весь бизнес на подачу отчетов и деклараций в электронный режим. Однако, довести дело до конца не представилось возможным - началась Революция достоинства. Новая власть после Революции также смогла поработать только с бизнесом, предложив налоговую амнистию, разные электронные и автоматизированные сервисы. Теперь можно заняться и населением.

Пока что мы можем проводить анализ будущих изменений исключительно на информации из СМИ, однако, уже сейчас есть много вопросов и опасений за предстоящие новации.

В случае внедрения всеобщего декларирования с 2020 года нарушается принцип стабильности налогового законодательства, когда за полгода нельзя менять основные элементы налогов. Внедрить всеобщего декларирования и нулевой декларации без изменения таких элементов налогов будет сложно. В свою очередь, нарушение принципов налогового законодательства может привести к массовым искам со стороны плательщиков и отмены санкций.

Отдельно стоит обратить внимание на то, что легальный доход находится под контролем государства в лице налоговой. Получая белые доходы, которые не декларирует гражданин, за него это делает налоговый агент либо тот, кто выплачивает такой доход. С введением обязанности подачи декларации плательщик получает отдельную заботу по фиксации доходов и ежегодном декларировании, а государство не получает ничего взамен, кроме как нового бремени администрирования (сборе, аналитике, применения санкций, судов) полученных деклараций.

Главная задача всеобщего декларирования - это выведение средств из тени. Оплатив амнистируемые проценты, можно будет вывести в свет незаконно полученные доходы. Встает вопрос о справедливости, т.к. есть категория граждан, которая платила установленные налоги за ставками, существенно выше «обнуляемых» процентов. Кроме того, простой подачей декларации вопрос вывода средств не решить. Необходимо внедрять непрямые методы контроля путем анализа расходов плательщика. Соответственно, плательщику необходимо будет предоставить происхождение средств на приобретение дорогостоящего имущества либо на оплату недешевой путевки на отдых.

Опыт внедрения и применения налоговой амнистии 2014 года показал отсутствие качественной, своевременной массово-разъяснительной работы со стороны фискальной службы. Закон был снова прописан многозначно, порой создавая вопросы без ответа. Это привело к тому, что не все воспользовались выведением средств в легальную плоскость, а те, кто рассчитывал на амнистию капитала, был обвинен в преступной деятельности и много лет отстаивали с переменным успехом свои позиции в суде. Поэтому законодательная четкость и понятность сильно повлияет на старт налоговой амнистии от новой команды.

Вопросов, как и прежде большем, чем ответов. С нетерпеньем ждем проекты законов для глубокого анализа, обсуждения и прогноза на будущее.

По материалам: AIN.UA