Новости

К списку

Бухгалтерский учет в Украине, интеграция к рыночным условиям хозяйствования

10 мая 2013 г.

Бухгалтерский учет в Украине ведется в соответствии с законодательством "О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности", которым установлено применение Национальных стандартов и утверждённого Плана бухгалтерского учета, а также капиталов, активов, обязательств, хозяйственных операций организаций.

Прежде чем перейти к оценке состояния бухгалтерского учёта в Украине, нужно рассмотреть и понять в целом, что такое бухгалтерский учёт. Бухгалтерский учёт, как система - это совокупность элементов определенной формы и содержания, которые взаимосвязаны между собой и объединены регулярным взаимодействием. Можно выделить следующие элементы системы бухгалтерского учета: носители информации в виде документов, счета, двойная запись, оценка хозяйственных фактов, калькуляция, инвентаризация, бухгалтерский баланс, отчетность, реестры, формы учета, способ обработки информации.

Переход Украины к рыночным условиям хозяйствования и интеграция ее в мировую экономику нуждались в реформировании национальной учетной системы в соответствии с международными стандартами. Поэтому современное состояние бухгалтерского учета характеризуется проведением учетной реформы. Бухгалтерский учет в течение многих лет формировался под влиянием советской административно-командной системы хозяйствования. Украинская бухгалтерия всецело отвечала всем требованиям тогдашней экономической системы.

Успешная интеграция Украины в общеевропейские и мировые рынки невозможна без использования международных стандартов, понятных для иностранных партнеров. Международный бухгалтерский учет, в отличие от отечественного, в течение многих лет обслуживает другую хозяйственную систему, в частности рыночную. А в рыночной экономике ведение бухгалтерского учета выполняется, прежде всего, в интересах владельцев предприятий, так как их деятельность ориентирована на прибыль.

За последние годы произошли существенные изменения в системе бухгалтерского учета в Украине по ее гармонизации с международными стандартами. Однако применение международных стандартов финансовой отчетности не является целью реформирования бухгалтерского учета, а, скорее, инструментом обеспечения потребностей пользователей в качественной информации, дает правдивую картину финансового состояния и результатов деятельности предприятия. Однако реформа бухгалтерского учета не сопровождается адекватными изменениями в других сферах, в частности в статистике, налогообложении, системе права.

Современное состояние бухгалтерского учета в Украине можно охарактеризовать как симбиоз:

Трансформация отечественной учетной системы по международным стандартам направлена, прежде всего, на развитие методических, правовых и организационных основ учета.

Национальные Положения бухгалтерского учета хотя и основываются на "Международных стандартах финансовой отчетности" (МСФО), но все равно отличаются от них, поскольку украинские стандарты не охватывают все МСФО (например, нет стандартов, аналогичных МСБУ 26, 34, 40, 41 и МСФО 1, 2, 4, 5); национальные стандарты устанавливают жесткие формы финансовой отчетности, ограничивает возможность предприятия объединять или выделять отдельные статьи в зависимости от их сущности; украинские стандарты очень сжатые по объему и не содержат пояснительных пунктов, приведенных в МСФО; украинские стандарты требуют полного раскрытия информации только от предприятий, что обнародуют годовую финансовую отчетность.

Что же происходит сегодня? На сегодняшний день в Украине начали внедрять Международные стандарты финансовой отчётности, стратегии которых приняты Кабинетом министров в 2007 году. Это является главной задачей, для того чтобы произошло реформирование бухгалтерского учёта в Украине по международным стандартам Европейского Союза.

Основное направление реализации Стратегии - это законное регулирование порядка использования международных стандартов. Так в 2012 году стало необходимым обязательно составлять финансовую и консолидированную отчётность согласно МСФО (международным стандартам финансовой отчётности) предприятиями-эмитентами, банками и страховщиками и финансовыми учреждениями.

Для максимального приближения к данным стратегиям внесли дополнительный раздел 12.1 в законодательство "О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности в Украине", который называется "Применение международных стандартов". Согласно этому разделу предприятия, деятельность которых установлена Кабмином, обязательно должны применять МСФО, которые публикуются на сайте Министерства Финансов. Другие организации принимают решение о переходе на МСФО сами.

Существует ряд проблем, из-за которых в целом невозможно перейти на МСФО. К примеру, не будем рассматривать масштабно, а возьмём наших специалистов по бухгалтерскому учёту, их профессиональный опыт и менталитет в большинстве случаев не находятся в соответствии с поставленной задачей. Надо смириться с тем, что бухгалтерский учёт в Украине выражается только в подсчётах налогов, зачастую осуществляется малоопытными специалистами. В условиях особенностей налогов в Украине бухгалтера и собственники на данный момент к прозрачной финансовой отчётности не готовы.



Disclaimer: MGI Worldwide is the brand name under which certain member firms of Mint Alliance operate as a network of independent audit, tax, accounting and consulting firms. Mint Alliance is an alliance of independent audit, tax, accounting and consulting firms. MGI Worldwide and Mint Alliance do not themselves provide any services and their member firms are not an international partnership. Each member firm is a separate entity and neither MGI Worldwide, Mint Alliance nor any member firm, accepts responsibility for the activities, work, opinions or services of any other member firm. Mint Alliance is a private company limited by guarantee incorporated in the Isle of Man with company number 012651C.