2009 г.

К списку

Комментарии к проекту Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" (комментарий для ИНТЕРФАКС-УКРАИНА)

14 декабря 2009 г.

Не успели еще налогоплательщики прийти в себя от умопомрачительных летних Указов Кабинета министров Украины по поводу применения отдельных норм Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», как Государственная налоговая администрация Украины подготовила дежурную порцию изменений к некоторым законам с целью «… упрощения ведения налогового учета и улучшения позиции Украины за индикатором «Уплата налогов» Глобального рейтинга простоты ведения бизнеса, который готовится (!!!) Мировым банком и Международной финансовой корпорацией.»

В чем же заключается «упрощение ведения налогового учета»?

Рассмотрим позицию работников государственной налоговой администрации относительно самых значительных законодательных актов, изменения к которым предлагается внести.

По их мнению порядок исчисления налога на добавленную стоимость в Украине чрезвычайно простой. А потому, чтобы «облегчить работу» миллионам плательщиков налога, необходимо:

Таким образом, не только нарушится равноправие плательщиков налога на добавленную стоимость, но и равновесие в экономике: предприятия будут должны государству, а вот государство никогда не должно будет плательщикам ничего. Зато, в казну государства будут отвлекаться значительные суммы средств, что не только не будет способствовать положению предпринимателей, а в условиях финансового кризиса, когда денежные средства и так являются проблемой, лишь ухудшит состояние расчетов в целом в государстве. А вот о том, что будет делать государство с суммой накопленного налога на добавленную стоимость плательщика, который ликвидируется, - данный вопрос остается открытым. Ввиду того, что будут возвращать из бюджета лишь так называемый «экспортный» НДС существует значительный риск того, что именно на этом основании, предприятия не получать из бюджета ничего.

Еще более интересная ситуация с изменениями к Закону о налогообложении прибыли предприятий. Поистине, фантазии налоговиков с целью наполнить государственную казну и поставить на колени предпринимателей не имеют пределов.

И выражается это в следующем:

Стоит согласиться с ГНАУ, что Закон о налогообложении доходов физических лиц действительно требует изменений, поскольку, он просто пестрит всякими казусами и двойственностями. Однако, предлагаемые изменения не упрощают ни понимание самого Закона, ни расчета налога с доходов физических лиц, не дают предельно ясного трактования отдельных его норм. Что уже говорить про уменьшение налоговой нагрузки? Нет, напротив, кажется, что работники государственной службы нашли «золотую жилу» в изменениях норм этого Закона. По их собственным прогнозам в будущем следует ожидать значительного увеличение дел в суде относительно получения гражданами права собственности на имущество - чем еще можно обьяснить обязанность уплачивать налог с доходов при таких операциях?

Но конечно, стоит обратить внимание и на положительные моменты предлагаемых изменений, которых следует отметить, не так много:

В связи с вышеперечисленным, хотелось бы задать вопрос авторам проекта: «А в чем же заключается «упрощение налогового учета?». Может самые важные нормы, которые касаются именно этого процесса в предлагаемом проекте «случайно» упущены? В целом, данный проект уже не способен удивить плательщиков. Создается впечатление, что государство в лице налоговой службы, предпринимает абсолютно все возможножные действия для того, чтобы предприятия не выходили на свет, а снова начали уходить в тень.