Эксклюзив

К списку

Выплата дивидендов резиденту Кипра

6 июля 2016 г.

Выплата дивидендов резиденту Кипра На языке оригинала.

В соответствии с положениями пп.14.1.49 п.14.1 ст.14 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010г. №2755-VI (далее - Кодекс) дивиденды - это платеж, осуществляемый юридическим лицом - эмитентом корпоративных прав или инвестиционных сертификатов в пользу владельца таких корпоративных прав, инвестиционных сертификатов и других ценных бумаг, удостоверяющих право собственности инвестора на долю (пай) в имуществе (активах) эмитента, в связи с распределением части его прибыли, рассчитанной по правилам бухгалтерского учета.

Согласно положениям пп.141.4.1 п.141.4 ст.141 Кодекса любые доходы, полученные нерезидентом с источником их происхождения из Украины, облагаются налогом в порядке и по ставкам, определенным п.141.4 ст.141 Кодекса.

Для целей настоящего пункта под доходами, полученными нерезидентом с источником их происхождения из Украины, понимаются, в частности, дивиденды, выплачиваемые резидентом.

На основании пп.141.4.1 п.141.4 ст.141 Кодекса резидент, который осуществляет в пользу нерезидента любую выплату из дохода с источником его происхождения из Украины, полученного таким нерезидентом от осуществления хозяйственной деятельности, удерживает налог с таких доходов, указанных в подпункте 141.4.1 этого пункта, по ставке в размере 15 процентов (кроме доходов, указанных в подпунктах 141.4.3 - 141.4.6 этого пункта) их суммы и за их счет, который уплачивается в бюджет во время такой выплаты, если иное не предусмотрено положениями международных договоров Украины со странами резиденции лиц, в пользу которых осуществляются выплаты, которые вступили в силу.

Конвенция между Правительством Украины и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения и предотвращении налоговых уклонений относительно налогов на доходы (далее - Конвенция) подписана 08.11.2012г., ратифицирована Верховной Радой Украины 04.07.2013г., вступила в силу 07.08.2013г. Согласно положениям ст.26 Конвенции ее положения применяются в двусторонних украинско-кипрских отношениях с 1 января 2014 года.

В соответствии с положениями абз. а) п.2 ст.10 Конвенции ставка налога, взимаемого Украины с дохода в виде дивидендов, определение которых приведено в п.3 ст.10 Конвенции, уплачиваемых украинской компанией, снижается до 5 процентов при условии, если лицо - фактический владелец этих дивидендов является резидентом Кипра и обладает прямо не менее 20% капитала украинской компании, выплачивающей дивиденды, или инвестировал в приобретение акций или других прав компании в эквиваленте не менее 100 000 евро.

Из условий запроса доля владения нерезидентом украинской компании более 20%, то есть право на применение пониженной ставки налога на репатриацию - 5% при условии соблюдения других особенностей приведенных ниже.

Сниженная ставка в соответствии с п.2 ст.10 Конвенции при выплате дивидендов может применяться в случае выплат дохода, если получателем является непосредственно бенефициар.

Налоговое законодательство, в частности п.103.1 - п.103.3 ст.103 Кодекса, определяет, что бенефициарным (фактическим) получателем (собственником) дохода для целей применения сниженной ставки налога согласно правилам международного договора Украины, к дивидендам, полученным из источников в Украине, считается лицо, имеющее право на получение таких доходов. При этом бенефициарным (фактическим) получателем (собственником) дохода не может быть юридическое или физическое лицо, даже если такое лицо имеет право на получение дохода, но является агентом, номинальным держателем (номинальным держателем) или посредником относительно такого дохода.

Согласно информации, полученной из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований, конечный бенефициар по своему названию идентичен нерезиденту основателю, который будет получателем дивидендов.

При налоговых проверках имели место случаи, когда предоставление налоговому органу только справки, подтверждающей, что нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор, по мнению налоговиков, не было единственным достаточным документом, который дает право резиденту Украины пользоваться налоговыми льготами, платя налог на репатриацию. Несмотря на то, что требовать другие документы налоговая не имеет права, возможным инструментом для минимизации риска является заключение независимого аудитора (аудиторской фирмы) Кипра о том, что соответствующая компания-нерезидент является именно бенефициарным (фактическим) получателем (собственником) дохода, имеет право на получения такого дохода и не является агентом, номинальным держателем (номинальным собственником) или посредником относительно такого дохода.

Как отмечалось выше, применение международного договора Украины в части освобождения от налогообложения или применения сниженной ставки налога разрешается только при условии предоставления нерезидентом лицу (налоговому агенту) справки, подтверждающей, что нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор Украины.

Согласно положениям п.103.5 ст.103 Кодекса такая справка выдается компетентным (уполномоченным) органом соответствующей страны, определенным международным договором Украины, по форме, утвержденной в соответствии с законодательством соответствующей страны, и должна быть надлежащим образом легализована, переведена в соответствии с законодательством Украины.

Уполномоченным органом на территории Кипра, который определяет налоговый статус кипрской компании является налоговый департамент нa Кипре, выдающий соответствующий сертификат резидентности для компаний, которые признаются налоговыми резидентами Кипра. Налоговый департамент Кипра с 30.10.2015р. ввел форму T.D.98, которая подается для получения сертификата налоговой резидентности Кипра.

При этом п.3.2 ст.3 Налогового кодекса установлено, если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.

Гаагской Конвенцией, которая для Украины вступила в силу с 22.12.2003г., отменено требование легализации иностранных официальных документов.

В соответствии с положениями настоящей Конвенции официальные документы, которые будут использоваться на территории государств - участников Конвенции, должны быть заверены специальным штампом «Apostille», проставленным компетентным органом государства, в котором был составлен документ. Кипр является участником этой Конвенции.